Оставить отзыв
Darina Преподобный архимандрит Макарий (Глухарев)

Преподобный архимандрит Макарий (Глухарев) — одна из самых светлых личностей не только в истории нашего миссионерства, но и вообще в истории нашей Церкви.

Архимандрит Макарий, в святом крещении Михаил, родился 30 октября (12 ноября) 1792 года в городе Вязьма Смоленской губернии в семье приходского священника Иакова Глухарева и жены его Агафьи. Родитель Михаила имел семинарское образование и был известен в городе как прекрасный проповедник и сердобольный попечитель бедных, матушка отличалась кротостью и смирением. Первоначальное образование Миша получил в родной семье. Руководимый отцом и имея яркие способности, мальчик уже в семь лет мог свободно делать переводы с русского языка на латинский. Такие успехи дали ему возможность на восьмом году жизни поступить сразу в третий класс Вяземской духовной школы.

Академический курс Михаил Яковлевич Глухарев окончил в 1817 г. со степенью магистра богословия и был назначен инспектором в Екатеринославскую духовную семинарию. Помимо исполнения административного послушания вел курс церковной истории и преподавал немецкий язык. В том же году он назначается ректором Екатеринославских уездного и приходского училищ. Здесь, в Екатеринославе, исполнилось его заветное желание принять иноческое звание, высказанное еще во время учебы в Академии. Монашеский постриг совершил архиеп. Екатеринославский Иов (Потемкин) 24 июня 1818 г. На следующий день инок, нареченный Макарием, был рукоположен в сан иеродиакона, а еще через три дня — в иеромонахи. В Екатеринославе о. Макарий прослужил до весны 1821 г., когда указом Святейшего Синода был назначен ректором Костромской семинарии. Здесь же, в Костроме, он был возведен в сан архимандрита.

В начале 1829 г. в Св. Синод поступило его прошение о переводе в Сибирь и "употреблении" на дело миссии. На этот раз оно было удовлетворено, и уже в конце мая 1829 г. о. Макарий получил назначение в Тобольскую епархию, где архиеп. Евгений (Казанцев) организовывал миссию по христианизации народностей, живущих в этом обширном регионе. Так начался страннический путь архим. Макария в Сибирь к новой пастве.

3 августа 1830 г. архим. Макарий с двумя сотрудниками — тобольскими семинаристами А. Волковым и В. Поповым — выехала из Тобольска. Первоначально обосновались в Бийске, ставшем резиденцией и одним из центров Алтайской миссии, наряду с впоследствии обжитыми Улалой (г. Горный Алтай) и Маймой.

Миссионерам пришлось заниматься буквально всем: катехизацией, обучением вчерашних язычников навыкам земледелия, преподаванием начал грамотности и детям, и взрослым, поставками сельскохозяйственного инвентаря, продовольствия и одежды, лечением, принятием родов... Первое крещение миссионеры совершили уже 7 сентября 1830 г. — дата, считающаяся днем основания Алтайской миссии.

Личными качествами этого человека являются ум, разносторонняя образованность и способность к изучению языков, целеустремлённость и, безусловно, организаторские способности и деловые качества. Как для человека православной духовности характерны - смирение и терпение, бескорыстное служение делу распространения веры и любовь к «инородцам», самоотверженность, аскетизм в быту и нестяжательность, доброта. Макарий Глухарев при жизни обладал даром предвидения, пророчества, исцеления.

До появления Макария Глухарева в Горном Алтае алтайцы не имели письменности. Он изучил алтайские наречия, не имевшие ни грамматики, ни лексикона; составил алфавит и словарь из трёх тысяч слов. За основу алтайской письменности была взята русская графика. Алфавит состоял из 27 букв с добавлением четырёх специфических алтайских знаков. Конечно, это делалось в первую очередь для того, чтобы Божье слово стало более доступным для новокрещёных.

Затем он занялся переводом на алтайский язык главнейших молитв, избранных мест из Ветхого Завета, краткой Священной истории, катехизиса, другой богослужебной литературы. Таким образом, он явился основателем алтайской письменности, на основе которой затем строилась система обучения в школах, которые появились в этом регионе опять же благодаря ему. Первая из них (для мальчиков) была открыта в Улале (г.Горный Алтай) примерно в 1830 г. Чуть позже в Майме начали работать две школы – для мальчиков (в ней обучались 20 чел.) и девочек (от 7 до12 человек ). В них преподавались славянская и церковная грамота, Закон Божий, церковное пение и элементарные правила арифметики; девочек обучали ещё и ведению домашнего хозяйства. В 1840г. была открыта школа для девочек – сирот. Заведовать ею М. Глухарев пригласил выпускницу Смольного института благородных девиц С.Г. Вальман.3

На собственной миссионерской практике архимандрит показал важность знания языка инородцев (которым владел в совершенстве) для «успешного благовествования» и переводческой деятельности. Своим примером основатель Миссии установил негласное правило для миссионеров: знать язык тех, к кому идёшь с проповедью.

М.Глухарев явился и архитектором, и строителем первых храмов в Горном Алтае. Когда в 1834г. М.Глухарев переселился в Улалу (г.Горный Алтай) и основал здесь миссионерский стан, он занялся строительством специального здания для походной церкви.

Однако по мере накопления опыта миссионерского служения архим. Макарий стал отдавать предпочтение использованию русского языка в деле христианского обращения и воцерковления. Для нужд христианского просвещения на рубеже 1830-1840-х годов он составляет пособия, причем не только для крещеных алтайцев, но и для проживающих русских .

Только в 1847 г. Св. Синод дал архим. Макарию свое благословение на поездку в Святую землю, куда он стремился все последние годы. Говорили, у него было намерение поселиться в Вифлееме в пещере блаж. Иеронима, где, наконец, и завершить свой переводческий труд. Буквально накануне, когда все уже было готово к отъезду, он занемог...

С 18(31) мая 1847 г. жители города Волхова Орловской губернии прощались с успевшим полюбиться им за три с небольшим года настоятелем Свято-Троицкого Оптина монастыря архимандритом Макарием. Восемь дней гроб с телом почившего, согласно завещанию необитый и неокрашенный, стоял в храме, доступный прощающимся.

Похоронили отца Макария в монастырском соборном храме. Могила его и через пятьдесят лет после кончины была посещаема, а почитание его памяти только возрастало.

Пребывание мощей преподобного Макария в настоящее время доподлинно не известно.

В 1923 году монастырь был разрушен. Закрыли монастырь в 1923 г., и до последнего времени он находился в руинах. Самое поразительное — даже годы "воинствующей" борьбы с религией не смогли стереть память об архим. Макарии среди болховчан. Особо помнят и почитают о. Макария на Алтае. Духовный запал Алтайской миссии, заложенный ее первым начальником, сегодня активно возрождается среди православных приходов Алтая. Создано Макариевское братство. С 1984 г. архим. Макарий признан здесь как местночтимый святой. В храмах Алтайской епархии представлены его иконы. Наконец, Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 г. архим. Макарий (Глухарев) прославлен как общечтимый святой. Чествование памяти преподобного Макария, просветителя Алтая, согласно Деяниям Юбилейного Священного Архиерейского собора о канонизации — 15/28 мая. Достойный христианского пастыря путь и достойное признание.

Источники:

https://vk.com/wall-34472604_18708

http://bestreferat.net/2011/04/26/Arhimandrit_Makariiy_Gluharev_ZHiznennyiy_put_i_perevodcheskaya_deyatel_nost.html

http://diplomba.ru/work/92520

 

Отметки

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

    Нет комментариев
Внимание! Фотоконкурс!