Оставить отзыв
Darina Этнические особенности Алтайского края

Этнические особенности Алтайского края

 

 В первый период (XVIII - первая половина XIX в.) русские расселились в соседстве с местными народами, как и вообще русское старожилое население на всей территории Сибири. Создание сравнительно компактных ареалов заселения как в Западной, так и в Восточной Сибири и постоянная связь с основной территорией расселения в европейской части страны позволили русскому народу сохранить свою этническую самостоятельность, а основание поселений в южной, благоприятной для земледелия зоне дало возможность быстро наладить и развить традиционное полеводческо-животноводческое хозяйство. Сравнительно-историческое рассмотрение материальной культуры русского населения показывает единую направленность протекавших здесь этнических процессов - восстановление и совершенствование в новых условиях традиционной культуры, которое в земледельческой полосе Сибири проходило более успешно.

 Второй период (конец XIX - начало XX в.) характеризуется развитием народной культуры на основе взаимовлияния между восточнославянскими народами, расселявшимися на Алтае. В то время развернулось интенсивное освоение земельных угодий, что было связано с внесением южнорусской и украинской земледельческой культуры и активизацией экономической жизни округа.
В конце XIX - начале XX в. на Алтае наблюдалось значительное разнообразие культурно-бытовых традиций. Вследствие расселения двух историко-культурных групп в разных природных местностях Алтайского округа сложились две этнокультурные зоны: в северо-западной возобладали южнорусские и отчасти украинские традиции, в юго-восточной и южной сохранились севернорусские.
Для дореволюционного времени была характерна сословная, социальная и этнографическая разобщенность населения. Это задерживало развитие этнических процессов. Однако нивелировка различий осуществлялась в практике хозяйственной деятельности и через установление семейно-родственных связей между переселенцами и старожилами. Этнические процессы были направлены на взаимодействие традиций старожилов и переселенцев, отбор наиболее эффективных методов ведения хозяйства и организации быта. На стороне старожилов была лучшая приспособленность к природным особенностям Алтайского округа, на стороне переселенцев - культурные достижения народа, принесенные с основной территории расселения. В начале XX в. своеобразное переплетение черт северно-, южнорусской и украинской культур составило специфику Алтайского округа в регионе Западной Сибири.

Третий период - после установления Советской власти - самый короткий по времени, но наиболее насыщенный этнокультурными изменениями. В то время продолжали развиваться начавшиеся ранее процессы нивелировки разнородных традиций, при этом наблюдалось усиление южнорусских элементов культуры и распространялись достижения общерусской, а также общесоветской культуры. Продолжалось формирование в Алтайском крае локального варианта русской сибирской культуры на севернорусской основе с сильным влиянием южнорусских и украинских традиций. Такое направление этнокультурных процессов было присуще всей русской культуре южной полосы Сибири, куда в пореформенное время устремился поток переселенцев. Однако, судя по имеющимся в нашем распоряжении материалам, на юге Западной Сибири - в Алтайском округе - влияние переселенцев оказалось сильнее, чем в Восточной Сибири (Приангарье, Забайкалье).

Решающие перемены в быту вызвала коллективизация. Новые общественные и трудовые отношения разрушили сословную замкнутость, ослабили религиозную и этническую обособленность. Развитие производственных и культурных связей способствовало объединению населения. Период коллективизации, как и повсюду в стране, был временем коренных изменений в быту сельского населения. В Алтайском крае это проявлялось в разукрупнении поселений, переустройстве хозяйственного двора, модернизации костюма, распространении городских форм одежды даже среди наиболее консервативных групп населения, в улучшении обеспечения продуктами, развитии культуры питания.

Трудности, вызванные гражданской войной, кулацкой антисоветской - деятельностью и особенно Отечественной войной 1941-1945 гг., задержали развитие начавшихся преобразований но вместе с тем способствовали сплочению всего советского народа, доказали прочность социалистических принципов, советской государственности. В то время в некоторой мере восстанавливались прежние элементы народной культуры, использовавшиеся в более сложные периоды истории.

Уже в восстановительный период по окончании войны успехи народного хозяйства позволили выделить значительные средства для реконструкции сел (завершение электрификации, развитие снабжения, помощь индивидуальным застройщикам и пр.), что приближало быт сельских жителей к городскому. Вместе с тем сохраняющаяся специфика условий жизни и производства в сельской местности обусловливает известное отличие сельского быта от городского, определяет сохранение прежних народных традиций и развитие специфических новых. В разных элементах материальной культуры эти явления прослеживаются в различном соотношении.

Русские в настоящее время составляют большинство в многонациональном населении Алтайского края. Русская народная культура оказывает большое влияние на быт и традиционную культуру других народов, как коренного местного населения, так и расселившихся здесь после присоединения территории к России. Со своей стороны русские при освоении региона широко использовали новые бытовые черты, сложившиеся в ранее заселенных местностях Сибири, и некоторые элементы национальной культуры местного населения, приспосабливая к местным условиям традиции, принесенные из европейской части страны.

Доля других этносов повышена в пограничных районах: северо-западных, куда еще в годы Столыпинской реформы переселялись выходцы с Украины, Поволжья, Северного Кавказа (в основном украинцы и немцы), а также приграничных с Казахстаном западных районах (казахи). Немногочисленные алтайцы и кумандинцы проживают на предгорном юго-востоке края (табл1. ). 
Очаг расселения российских немцев начал формироваться еще во второй половине XIX– начале XX века, в процессе крестьянской колонизации степного Алтая. Вторая «волна» была связана с принудительными миграциями (в основном поволжских немцев) в 1930–1940-х гг. В советский период для немцев существовали ограничения на получение высшего образования, они были расселены в сельской местности, вдали от крупных городов, и несколько послевоенных десятилетий не имели возможности свободно выезжать за пределы района своего проживания. В их социальной структуре преобладали крестьяне, а интеллигенцию представляли в основном учителя и работники социальной сферы. В настоящее время немцы численно преобладают лишь в Немецком национальном районе, созданном в конце 1980-х гг., их доля повышена в соседних Хабарском, Славгородском районах. В 1970–1990-х гг. значительная диаспора сложилась в крупных городах, прежде всего в Барнауле. 

В постсоветский период этническая однородность населения края усилилась. В результате эмиграции быстро уменьшается численность российских немцев, в кулундинском ареале их проживания происходит постепенное замещение коренных жителей на мигрантов из Казахстана, в основном русских. Сократилась численность казахов, они возвращаются на родину из приграничных с Казахстаном районов края. Снижение численности украинцев и белорусов связано с ассимиляцией и естественной убылью. Но само русское население стало менее однородным в связи с большим притоком русских из Казахстана, их постепенной адаптацией и укоренением. 

Сеть городов в крае развита относительно слабо, она формировалась на разных этапах освоения края с заметными временными разрывами. Первые городские поселения — Барнаул и Бийск — и сегодня остаются крупнейшими. В начале 2000-х гг. в агломерации Барнаул–Новоалтайск и Бийске проживало около 70% городского и более трети всего населения региона. Краевой центр возник как горно-металлургический центр на стыке основной транспортной магистрали - Оби и ленточного бора, служившего источником топлива, но позднее сменил специализацию, сохранив административные функции. Бийск вырос из опорного пункта Бийско-Кузнецкой укрепленной линии на месте слияния Катуни и Бии и начала Чуйского тракта. Остальные города относительно молоды, они сформировались уже в XX в. в несколько этапов (табл.2 ). В довоенный период оформились города-местные центры, специализирующиеся на переработке сельскохозяйственного сырья (Алейск, Камень-на-Оби, Славгород, Рубцовск), в военный и послевоенный период появились новые промышленные центры на базе эвакуированных предприятий (Новоалтайск), добычи полиметаллических руд и горно-химического сырья. В 1979 г. получил городской статус центр коксохимии Заринск, в 1982 г. — город-курорт Белокуриха.

Прежние традиции этнографических групп русского населения в Алтайском крае в настоящее время менее всего прослеживаются в одежде, они лишь в самой незначительной степени наблюдаются в старшей возрастной группе. Молодежь стремится следовать международной моде. На модернизацию костюма существенное влияние оказывает государственная сфера обслуживания, средства массовой информации. За годы Советской власти прочно вошла в быт производственная одежда, но не уходят из быта и специфичные Для сельского быта элементы традиционной дорожной одежды.
В пище традиционные черты проявляются более, чем в других элементах культуры. В повседневной кулинарии господствуют блюда традиционной кухни, при этом удерживается сложившееся издавна в Сибири преобладание в питании сравнительно с европейской частью страны мясо-мучных продуктов. Заметна разница в выборе продуктов и способах приготовления блюд, локализующаяся в зонах расселения прежних историко-культурных групп. Традиционная народная кулинария широко пополняется новыми блюдами, воспринятыми от разных народов и получившими общесоветское и даже международное признание.

Активизация этнических процессов за годы Советской власти способствовала формированию в Алтайском крае этнокультурного района, специфику которого составило тесное переплетение северно- и южнорусских, а также украинских народных традиций. Аналогичные процессы наблюдались по всей южной зоне Сибирского региона, охваченной пореформенным переселением. В ее границах под воздействием конкретных местных условий складывались локальные варианты. Вариативность, проявляющаяся в деталях отдельных элементов культуры, имеет место даже на сравнительно небольшой территории Алтайского края. Однако все изменения, являющиеся следствием адаптации к условиям Сибири, а также развитие здесь народной культуры за протекшие столетия укладываются в рамки общерусских традиций. В последние годы значительно расширилось переустройство материального быта, проводимое в общегосударственном масштабе.

Однако наряду с социально-демографическими проблемами, последние 15 лет обозначили и еще такие тенденции развития сибирских этносов, как бурный рост национального (этнического) самосознания, конструирование этнической истории, возрождение традиционных религиозных культов и практик, активизацию деятельности общественных организаций. Реалии постсоветских условий вынудили многие этносы адаптироваться к сложной экономической ситуации, искать новые пути развития, что, конечно же, не могло не сказаться на общем облике их культуры. За последние годы мы наблюдаем стремительные изменения в жизни малочисленных этносов Сибири. Эти изменения и должны становиться объектами специальных исследований.

Отметки

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

    Нет комментариев
Внимание! Фотоконкурс!