Перевал Чике-Таман

Горный перевал Чике-Таман (“плоская подошва”) объявлен памятником природы республиканского значения. Пожалуй%2C это самый сложный участок Чуйского тракта. Дорога проходит на высоте 1295 м. Подъем -7 км%2C спуск &mdash 4 км. Перевал является водоразделом рек Малый и Большой Ильгумень. Полотно дороги идет по срезу в крутом северном склоне горы%2C прорубленном в отвесных гранитных массивах. Справа вверх уходят высокие скалы%2C влево &mdash глубокие вертикальные обрывы%2C самые опасные участки которых огорожены бетонным барьером.

Перевал Чике-Таман в нынешнем его виде был отстроен лишь в 80-х гг. XX в.%2C поэтому его можно назвать самым молодым и%2C безусловно%2C одним из красивейших участков Чуйского тракта. Когда через перевал прокладывали колесную дорогу%2C открылся участок древней дороги%2C в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Дорога была высечена в скале и шла на подъем зигзагами. Строительство

этой дороги относят ко времени господства на Алтае “кытаев” (X&mdashXII вв.). Есть также и другая дорога%2C отстроенная в 1920-е гг.%2C по которой можно проехать и сегодня. Зигзаги этой дороги (особенно так называемый “тещин язык”) видны с новой трассы%2C а перевальные вершины находятся в нескольких десятках метров одна от другой. На старую дорогу можно пройти с верхней террасы новой дороги%2C где находится кемпинг. Идти нужно в южном направлении.