Мирошниченко Ирина Петровна

Детство

Ирина Петровна Мирошниченко – коренная москвичка, но родилась в эвакуации 24 июля 1942 года в городе Барнауле Алтайского края.

Мать Ирины Мирошниченко училась актерской профессии у А.Я. Таирова. Но после ареста ее первого мужа (и отца брата Ирины) ее карьера, не успев даже начаться, оказалась насильственно прерванной навсегда. Своей нереализованной страстью к актерству мать, как смогла, поделилась с дочерью. Позже, в одном из интервью, Ирина Петровна вспоминала: “Похоже, все свое желание быть актрисой, “звездой”, посвятить себя театру мама передала мне. И достаточно сурово по сей день требует от меня успехов. И безумно критически относится ко всему, что я делаю”.

Отец Ирины Петровны (второй муж ее матери) был административным работником. Вероятно, поэтому актриса потом обнаружила в себе самой недюжинную административную, организаторскую жилку. Не случайно она много лет занималась профсоюзной работой как член женсовета МХАТа, была членом правления ЦДРИ, членом правления общества “СССР – Канада”, а в 1992 году в течение трех месяцев даже работала заместителем министра культуры в правительстве Москвы. Но это будет намного позже, а сейчас

Учеба

В 1961 году Ирина Мирошниченко поступила в Школу-студию при МХАТ, на курс В. Маркова. Успешно окончив в 1965 году, сыграв Марию Александровну в дипломном спектакле “Дядюшкин сон”, Ирина Мирошниченко сразу же была принята во МХАТ (с 1989 года – МХАТ имени А.П. Чехова)

Театр

С ролями молодой актрисе везло. За короткое время она сыграла учительницу Белобородову в спектакле “Тяжкое обвинение” (постановка Б. Ливанова, 1966), Зину в пьесе “Будни и праздники” (постановка А. Галича, И. Грекова, 1967), фею в “Синей птице” (1968), Роксану в “Сирано де Бержераке” (постановка на ТВ), где Ирине Петровне пригодилось знание французского языка (она читала Мольера в оригинале).

Тем не менее, предложение Народного артиста СССР И.М. Раевского сыграть в родном театре старшую сестру Ольгу в “Трех сестрах” А.П. Чехова застало актрису врасплох: Ирина Мирошниченко испугалась, хватит ли ей опыта и мастерства. Но она все-таки рискнула, и сыгранная роль показала, что молодая актриса обладает не только блестящей внешностью, но и незаурядным талантом, что было отмечено художественным советом корифеев МХАТа.

Позже были Маша в “Чайке” (постановка Б.Н. Ливанова), Инга в “Первом дне свободы”, Лина Калиненко в “Единственном свидетеле”, миссис Чивли в “Идеальном муже”, Женя в спектакле “Валентин и Валентина” М. Рощина, где ее маму играла великая Алла Тарасова, и позже спектакль “Соло для часов с боем” О. Заградника.

Таким образом, Ирина Мирошниченко прошла восхитительную школу МХАТа, не только через учебу в институте, а через конкретное, постоянное общение в репетициях и на сцене с гениальными мхатовскими режиссерами и актерами.

Всего в театральной карьере Ирины Мирошниченко насчитывается несколько десятков ролей. Это Ася во “Вдовце” А. Штейна, Маша в “Чайке” А. Чехова, Инга в “Первом дне свободы” Л. Кручковского, Женя в спектакле “Валентин и Валентина” и Клава Полуорлова в спектакле “Старый Новый год” М. Рощина, Раневская в “Вишневом саде” А. Чехова, Катя в “Мишином юбилее” А. Гельмана, и снова Аркадина в новой редакции с новым составом в рожденном заново спектакле “Чайка”. Аркадину по-прежнему играет Ирина Мирошниченко, по мнению специалистов, публики, прессы и критиков, играет ее великолепно. Как пишет Е. Ямпольская: “…можно смело сказать, что роль эта подходит к ней как лайковая перчатка к изящной кисти”.

Кино

Как известно, съемки студентов в кино руководством и мастерами Школы-студии не поощрялись – тем желаннее для студентов делалась даже самая маленькая роль в фильме. И такую роль в картине Георгия Данелия “Я шагаю по Москве” Ирина Мирошниченко получила совершенно случайно, не приложив к этому никаких усилий. Московская девушка Катя, сестра главного героя Кольки (в исполнении Никиты Михалкова), появилась только в одном эпизоде картины, но запомнилась зрителю своей удивительной естественностью.

Первой большой ролью актрисы стала разведчица Галина Ортынская в фильме Антона Тимошинина “Их знали только в лицо”. Фактура, обстоятельства, сюжет – все это было для Ирины Мирошниченко новым, неожиданным опытом. Ее игра не осталась не замеченной критикой, поскольку за плечами актрисы была уже прекрасная театральная школа.

Встреча с Андреем Тарковским

Гораздо важнее оказалась для Мирошниченко встреча с Андреем Арсеньевичем Тарковским. В 1966 году в фильме “Андрей Рублев” актриса исполнила почти незаметную, но очень значимую в сложной структуре фильма роль Марии Магдалины.

Кстати, этот опыт потом пригодился Ирине Петровне в работе над ролью крестьянки Веры Куркиной, (фильм Николая Губенко “Пришел солдат с фронта”, в 1971 году).

Было отмечено, что Вера Куркина напоминает героинь живописных полотен Петрова-Водкина – с их “истовыми чертами богородиц, тем же напряженным внутренним светом”. А также – что “поэтичность – не актерский прием, это суть самого характера актрисы”.

Работа с Андреем Кончаловским

Впрочем, Ирина Мирошниченко доказала, что может сломать стереотипы оценки актера только по его внешности, годом ранее – в фильме Андрея Сергеевича Кончаловского “Дядя Ваня”.

Пожалуй, Кончаловский первым из режиссеров увидел и открыл в театральной актрисе Мирошниченко прекрасную киноактрису. Да она и сама к тому времени начала ощущать, что не может ограничиться в творчестве только театром.

Кино: середина &ndash конец 70-х

Если Елена Андреевна была персонажем, утратившим сильные чувства, то Надю в фильме “Николай Бауман” и революционерку Марию в фильме Витаутаса Жалакявичуса “Это сладкое слово – свобода!” Ирина Мирошниченко показала открытыми, страстными натурами. Эти женщины – отнюдь не рабыни идеи: они живут с искренней надеждой на то, что мир изменится к лучшему.

Это и Нина Щеголева в фильме “Здесь наш дом” &ndash в 1973 году, и Симона в телефильме “Авария” &ndash в 1974 году, Гордана в “Единственной дороге” &ndash в 1975 году. Можно назвать также Инну Владимировну в фильме “… И другие официальные лица” &ndash в 1976 году, Наталью Латышеву в “Однокашниках” – в 1978 году, Сервиназ в “Любовь моя, печаль моя” – в 1978 году, Нихаль в “Чудаке” – в 197 году.

Кино 80-х

Для понимания внутреннего мира актрисы многое дают имена любимых ею киноактеров: это Любовь Орлова, которая является для Ирины эталоном универсальности в актерской профессии, Иннокентий Смоктуновский, Ванесса Редгрейв, Мариэл Стрип, Ален Делон и Роберт де Ниро. Нетрудно заметить, что эти артисты как бы делятся на обладателей интеллекта и блестящей внешности.
Сама же Ирина Мирошниченко счастливо соединяет в себе и то, и другое, поэтому не боится предстать на экране некрасивой или смешной.

Ирина Мирошниченко давно радует зрителей своими киноработами, многие из которых получили международное признание и заслужили награды на различных кинофестивалях. Фильмы с ее участием демонстрировались во многих странах и городах мира. Некоторые из них стали классикой российского кинематографа.

Давняя мечта актрисы – сыграть в мюзикле. Эта мечта пока не осуществилась, но в комедии Леонида Нечаева “Рыжий, честный, влюбленный” Мирошниченко исполнила роль Алисы, учительницы “хитрологии”, и чуть-чуть запела

Певица

Бенефис Ирины Мирошниченко, в котором она удивила зрителей уже как певица, поставил для нее знаменитый Роман Виктюк.

С первой песни “Ах как жаль” Ирина Мирошниченко сотрудничает лишь с одним автором – это поэт и композитор Андрей Никольский. Его удивительная музыкальность, неповторимая стилистика, глубина чувств, сентиментальность оказались сродни ее душе и таланту.

Источники:

Страница Ирины Мирошниченко на сайте http://www.mxat.ru
Биография Ирины Мирошниченко http://www.peoples.ru
Биография Ирины Мирошниченко http://www.biograph.ru
Игорь Логвинов, “Ирина Мирошниченко: От женщины должно пахнуть чистотой и тонким ароматом духов” http://www.devichnik.ru